понедельник, 20 октября 2008 г.

Социальные сети — инкубатор конформистов

В 2006 году Мэттью Саганилк и его научный коллектив создали музыкальный вебсайт, где можно было загрузить музыку 'независимых музыкантов'.

На сайте можно было прослушать короткий отрывок музыки, оценить её и, если очень понравилось, скачать трек полностью. На сайте зарегистрировалось 14.341 человека, которые не знали, что все это на самом деле — просто большой научный эксперимент.

Салганик разделил всех участников на две большие группы. Первая группа должна была просто слушать треки и оценивать их. Вторая группа делала тоже самое, но они еще и видели сколько раз та или иная композиция была скачана другими участниками. Замысел был прост — узнать, как повлияет эта информация на выбор людей и повлияет ли вообще. Будут ли они слепо следовать толпе или принимать самостоятельные решения?




Вывод Салганика неутешительный — разумный независимый выбор смогла сделать только первая группа, которая не имела никакой информации о том, что делали остальные. Участники второй группы качали и хвалили те композиции, которые имели много даунлоадов, и не качали те, что имели мало.

Но самое интересное не это — вторая группа была разбита на восемь подгрупп, где участники имели информацию по скачиванию только для своей подгруппы. Анализ данных показал, что в разных группах одна и та же песня могла быть как хитом, так и аутсайдером. И зависело это не от самой песни (ее качества), а от ранней реакции участников эксперимента.

Другими словами — наблюдался отчетливый эффект леммингов. Какую песню больше всего (случайно) скачали в самом начале, такая песня и выбивалась в хиты. Как только набор хитов был более-менее сформирован, интерес к прочим (отнюдь не худшим) песням просто терялся.

Впоследствии было несколько подобных экспериментов, которые так же развивают миф о 'независимости' участников социальных сайтов. Скорее наоборот — социальные сайты, это фабрики по производству конформистов.

Человек - стадное животное, он не может без окружающих, их мнение очень важно, можно даже сказать - предопределяющее. мнение массы формируеться так: лидер группы высказывает своё мнение, люди приближённые к лидеру и знающие  лично, поддерживают его, они даже имеет право на мнение, слегка отличающиеся от мнения лидера, но в целом их взгляды совпадают. Далее идея(действие) несётся в массы - толпа разделяеться на 2 части: те кто за и кто против. Те кто против обычно согласны с мнением другого лидера.
Для того что бы идея имела успех нужно:
1. лидер - человек ,который имеет авторитет и к чьё мнение слушают.
2. идея, которую на начальных этапах поддержат. Поддержка может быть и исскуственной, в начале это не важно, никто и не заметит подвоха, после она уже станет настоящей и будет развиваться сама.
3. создать эффект "я сам сделал свой выбор" - это не так трудно как кажется: ковобй мальборо, ненавящево дымящий сигаретой, счастливая девочка, играющая с Барби, или мальчик с конструктором Лего. И всё - после этого мы имеем толпу курильщиков, которые "сделали свой выбор", орущих детей в отделе игрушек, которые будут требовать именно Барби, и именно Лего, а не похожие аналоги.
А тех, кто может контролировать поспупающее мение от лидеров, не так то и много, их мнение тонет в крикливости первых...

Хочу еще! случайный пост

Комментариев нет:

Отправить комментарий